ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МЕЩЁРЕ

Кривандинский мегалитический комплекс

Сельское поселение Кривандинское располагает уникальным мегалитическим комплексом – древнейшей обсерваторией, которую можно поставить в один ряд с астрономическими сооружениями Стоунхенджа в Англии, аллеей менгиров Карнак (Бретань) во Франции, Зоратц Карер и Караундж в Армении, Атлит-Ям в Израиле, кольцами камней в Сенегале и Гамбии (Африка), а также неолитическими сооружениями Беломорья и Соловецкого архипелага.

Погост Кривандино упоминается в 1537 году. Выявленный в качестве памятника археологии – мегалитический комплекс в сельском поселении Кривандино занимает низкую дюну (гриву) диаметром 60 м в 200 метрах от правого берега реки Поля. Центральным элементом мегалитического комплекса является круговая кладка диаметром 9,0 метров из валунов в окружении групп камней по периферии дюны. Комплекс состоит из более 80 камней и валунов (преимущественно разного цвета граниты, кварцевые песчаники, полевые шпаты) с круговым сооружением в центре. По западной окраине комплекса прослеживаются остатки дугообразного рва, который, возможно, представляет фрагмент внешнего круга мегалитов. Валуны прикрыты дёрном и мхом. Предварительная датировка мегалитического сооружения – бронзовый век, конец III – начало II тысячелетия до н.э. В тот период оно могло представлять собой каменное святилище, имеющее астрономический аспект, а спустя тысячелетия могло использоваться в качестве языческого капища славянских богов.

Древние святилища в качестве основного элемента практически постоянно используют почитаемый валун больших размеров или камень необычной формы и цвета. Храм в представлении язычника всегда есть «образ Мира» и в символической структуре своей повторяет структуру Мира. В индоевропейской мифологии в качестве Центра Мира выступает либо Древо Мира, либо Мировая Гора. В свою очередь Мировая Гора может быть представлена как остров или как – камень (А.В. Платов). Таким образом, в европейской Традиции сакральное место, где находится Мировое Древо и лежит поклонный Камень, является началом Всего. Эта сакральная пара являет собой древнейший протохрам – святилище, как отображение мифологического описания Центра Мира расположена восточнее каменный круга, то есть Кривандинский мегалитический комплекс – это и протохрам, и капище, и древнейшая обсерватория. Есть свидетельства того, что каменные круги аналогичных сакральных мегалитических сооружений сохранили способность магического воздействия, поэтому они являются местом происхождения различных процессов, необъяснимых с точки зрения законов современной физики. Само представление о магии круга, сложенного из камней, является характерным для славянской Традиции.

В результате визуального обследования было также установлено, что валуны центральной части Кривандинского мегалитического комплекса ориентированы по радиусу, то, возможно, это сооружение с календарным циклом, т.е. древнейшее в Центральной России. По убеждению участника экспедиции художника Валентина Барскова алтарный камень, плоские камни-жертвенники и мегалиты Центрального круга в более поздние времена являлись языческим святилищем - капищем славянских богов.

Шушмор - аномальная зона или царство древних драконов

Находится на границе Московской и Владимирской области, посреди непроходимых лесов и болот, к северу от поселка с говорящим названием Пустошь. Эти леса - часть знаменитой Мещеры - «великого пояса хвойных лесов» - воспетого Константином Георгиевичем Паустовским. Они прекрасны и почти нетронуты.

Но раньше местные жители в лес предпочитали не ходить. На рубеже XIX-XX веков в лесу неподалеку от Пустоши бесследно исчезали люди - на их поиски снаряжались целые экспедиции, но все безрезультатно. Среди пропавших были даже старожилы, знающие, по словам родственников, каждый кустик и тропинку в округе. Самое простое объяснение таинственному исчезновению людей, сразу же приходящее в голову - многочисленные болота, в которых заблудившийся путник мог запросто бесследно сгинуть. Но в этой версии есть одна несостыковка - пропавшие не всегда уходили в лес по одному, а иногда даже наоборот - группами в несколько человек, с лошадьми и обозами. Поиски на предмет разбойников так же результата не дали.

Однажды один местный охотник рассказал, как посреди лесной чащи, на берегу небольшой реки, он наткнулся на сложенную из камней полусферу, высотой примерно три метра и диаметром около шести. Странное сооружение было покрыто мхом и окружено остатками каменных столбов, с высеченными на них таинственными знаками. Существуют разные трактовки, что за строение это могло быть: курган, языческое капище, жертвенник, звездный календарь (подобно Стоунхенджу в Англии), место посадки инопланетных кораблей и т.д. Как вы понимаете, с тех пор каменную полусферу найти никто уже не может, но поиски продолжаются по сей день - здесь побывали экспедиции Космопоиска, РАН, а также многочисленных краеведов и просто энтузиастов - но все безрезультатно. Может быть охотнику показалось?

«Появление» в лесу таинственного урочища сразу же объяснило пропажу людей, а также многие другие неприятности. Впрочем, последние происшествия, так или иначе связанные с исчезновением людей, были зафиксированы в 20-х годах XX века, и с тех пор вокруг Пустоши все довольно спокойно.

Странное каменное сооружение, спрятавшееся где-то в лесной чащобе, получило название «урочище Шушмор» - согласно одной из версий, благодаря небольшой одноименной речке, на берегу которой оно было впервые обнаружено охотником. Самое интересное, что ни реки, ни самого урочища нет ни на одной карте. Маленькую безымянную лесную реку все же отыскали, и в интернете даже есть координаты ее истока, но устья как такового нет - река плавно угасает в болотах.

По другой версии, урочище правильно называть «Ушмор». Этимология этого названия восходит к дохристианской мифологии, а именно - змеиному царю по имени Ур. Здесь же неподалеку находится и заброшенное ныне село Шатур - одно из самых древних поселений Подмосковья. Его название, согласно той же этимологии, состоит из двух слов: «шат» - невысокая горка, холм, и «ур» - имя все того же змеиного царя. Руины древнего села в самом деле находятся на небольшом холме, а чуть поодаль, в лесу - стоит большой валун - предположительно жертвенник. Многие считают, что когда-то здесь было капище - языческий «храм», посвященный «змеиному» культу. В процессе археологических раскопок были обнаружены многочисленные черепки глиняной посуды, многие из которых имели орнамент с изображением змей, что тоже является косвенным подтверждением этой теории. К слову, поблизости есть еще одно место с похожим названием - поселок Уршельский.

Наши далекие предки с большим уважением относились к змеям, почитали их за мудрых тварей, и даже, порой, принимали важные решения, исходя из наблюдений за их поведением. Эти обычаи можно проследить и много позднее, на рубеже XIX-XX веков. Наряду с домовым, в крестьянских домах почиталась и «домовая змея», живущая во дворе, в хлеву или под домом. Она была домовым духом и воплощением души умершего предка. Строго настрого запрещалось ее убивать, иначе погибнет весь скот, а семью будут преследовать неудачи.

Каменная полусфера в лесу, якобы обнаруженная охотником, тоже вполне могла быть капищем змеиному богу. Окружающая местность, во всяком случае, к этому располагает - в здешних лесах ужей и гадюк превеликое множество. Более того, в середине 50-х годов прошлого века, жители окрестных деревень во время сбора грибов и ягод несколько раз видели змей гигантских «тропических» размеров, длиной до нескольких метров, что нашим широтам совершенно не свойственно! Но, как говорится, у страха глаза велики, а с тех давних пор огромных змей больше никто не видел.

Слова охотника - не единственное подтверждение существования урочища Шушмор. О нем упоминает знаменитый русский географ Петр Семенов-Тян-Шанский, как о мегалитическом комплексе, представляющим собой древнее языческое капище.

Шушмор известен и другими необычными фактами. Уже современные исследователи обнаружили здесь березы с квадратными стволами, огромные осины в два обхвата и двухметровые папоротники (повышенного радиационного фона в этих местах никогда не наблюдалось), но сфотографировать свои открытия они так и не удосужились. Многие видели в этих местах таинственное свечение атмосферы в виде полукруглого ареола, быстро движущегося по небу, а затем исчезающего. Происходило это обычно уже после заката - на темном ночном небе, и поэтому эффект преломления солнечных лучей в атмосфере в этом вряд ли повинен. Многие отмечали, что в этих лесах не работают навигационные приборы - компас показывает неверное направление, а GPS-навигатор «крутит» карту и отказывается нормально работать. Часть исследователей объясняют такого рода явления сильной магнитной аномалией, обнаруженной здесь в ходе нескольких геофизических экспедиций прошлого века. Есть мнение, что в разное время из-за этого здесь мог возникать эффект, сбивающий с толку все приборы, а также пагубно действующий на человека (что как раз и могло завести несчастного в болото). Ровно точно так же звучит одна из версий о причине пропажи судов Бермудском треугольнике.


ШУШМОР - СЛУХИ, ЛЕГЕНДЫ, ТЕОРИИ


Шушморская аномальная зона прославилась в качестве «Бермудского треугольника Подмосковья», где ежегодно пропадают люди. Урочище расположено в лесах и болотах на границе Московской и Владимирской областей, названо по имени реки, протекающей неподалеку, и является одной из тайн, которые по сей день остаются неразгаданными, привлекая внимание ученых, туристов и любителей неизведанного.

Природные аномалии


Лес, в котором находится само урочище, наполнен растениями и животными-мутантами. Большое количество деревьев в урочище Шушмор (фото ниже) имеет странную искривленную форму, в лесу встречаются змеи гигантского размера.
Путешествующие на экскурсии люди видели квадратные березы, осины и двухметровые папоротники, сросшиеся стволами деревья, поразившие их размерами. Даже самые большие скептики не могут опровергнуть существование тайны урочища Шушмор, принимая во внимание свидетельства очевидцев.
По рассказам местных жителей, здесь можно встретить черных змей гигантских размеров, однако сфотографировать их пока никому не удалось.

Святилище


Одна из тайн урочища Шушмор — существование древнего каменного сооружения, состоящего из гранитного полушария шириной до 6 метров, окруженного мегалитами. По внешним признакам его часто сравнивают со Стоунхенджем.
Одним из первых географов, описавших эту местность, был известный путешественник и исследователь Петр Семенов-Тян-Шанский, посетивший эти места в XIX в. Однако точное местонахождение святилища он не указал, и до сих пор ни одной из научных экспедиций не удалось его обнаружить.
Назначение мегалитов Шушмора пока не установлено, но по предположениям ученых, их могли использовать в нескольких целях:
  • проведение магических ритуалов;
  • осуществления языческих обрядов.
Мегалиты урочища классифицируются по рассказам свидетелей на три вида:
  • каменная полусфера непонятного предназначения, явно сделанная руками человека размером 6 м;
  • столбы с письменами, напоминающие языческих божеств и змеев;
  • змеиный камень — глыба, располагающаяся посреди болота, которой приписывают магические свойства.

Теории и легенды


Комплекс мегалитов считается древним языческим капищем.
По мнению некоторых изотериков Шушмор это ЦАРСТВО МОРЕНЫ ЯЗЫЧЕСКОЙ БОГИНИ МАРЫ.
Есть и другие мнения,например, по утверждению местного краеведа В. Казакова, каменные столбы в урочище Шушмор (Ушмор) в Подмосковье возведены в 2000-м году до н.э. людьми Племени озера. Внутри комплекса находился алтарь, где народ поклонялся змеиному богу Уру, который владел магией и запретными знаниями.
Эта теория была создана В. Казаковым, а ее подтверждением ученые считают ритуальный «Змеиный камень», который нашли недалеко от с. Шатур («Шат» переводится, как «небольшая горка», а «Ур» — повелитель змей). Однако объяснить все мистические и загадочные явления эта теория не способна.
По местной легенде, в этих лесах существует древнее захоронение в виде сложенного из камней холма, в котором покоится один из командиров знаменитого Бату-хана вместе с воинами. Войско погибло в Шатурских болотах на пути к Владимиру, и с тех времен дух хана гневается и мечет яростные молнии. Может быть, это предание и объясняет некоторые загадки и существование темных сил в Шушморе?
Кроме природных мутантов, таинственных строений и исчезновений людей, есть в урочище Шушмор и другие загадки. Одна из них — свечение, которое чаще всего видят где-то между Пустошей и Бакшеевым.
Впервые в 1964 г. путешественник, шедший через лес, стал свидетелем появления на ночном небе сферического свечения. Через некоторое время свет начал постепенно исчезать, пока окончательно не потух, открыв звездное небо. Еще один свидетель видел это явление в 1968 г. Позднее выяснилось, что очевидцами аналогичного таинственного свечения стал известный путешественник Тур Хейердал со своей командой в Атлантическом океане.
В последнее десятилетие 20-го столетия еще несколько туристов и местных жителей рассказывали о таинственном свечении в этом районе.
Другая достопримечательность — озеро Смердячее (название дано из-за ужасного сероводородного запаха воды), вблизи которого компас показывает всегда неточное направление: стрелка отклоняется на 15-20 градусов попеременно к востоку или западу.
Большой интерес у ученых вызывает оз. Белое, в котором не могут до сих пор обнаружить дно: попытки водолазов и подводных исследователей пока не увенчались успехом. Уфологи объясняют это наличием глубокой трещины, образовавшейся вследствие падения космического объекта на Землю (метеорита или инопланетного корабля).
Эпицентром всех таинственных явлений (свечений, природных аномалий и др.) была признана мощная геомагнитная зона.
Старожилы этих мест в рассказах упоминают непонятные оптические и природные явления (гигантизм и уродство растений, появление огромных змей и т.д.), существование среди непроходимых болот и лесов загадочного капища, посвященного языческим богам. Последним свидетельством существования каменной полусферы стал рассказ охотника из Шатуры, который в 1990-е годы описал сам камень и изображение на столбах извивающегося огромного змея.
Официальная наука объясняет исчезновения людей тем, что в этих местах издревле существовали «разбойничьи приюты», которые и грабили богатые обозы и убивали людей. Также пропажа людей могла случиться из-за того, что в аномальной зоне у них происходило помутнение рассудка и потеря ориентиров на местности, что приводило к гибели в торфяных болотах.
Одни ученые-эзотерики, пытаясь разгадать тайну урочища, объясняют странности присутствием инопланетян, а другие — уверены в существовании параллельного мира в урочище Шушмор, который посылает леших, злых духов и самого царя змей Ура.
Одна из легенд трактует наличие каменной полусферы, как место хранения сокровищ «змея Горыныча».
Не для кого не секрет что 7500 лет назад была война настолько тяжёлая долгая и жестокая, что от даты Победы в этой войне славяне начали новое летоисчисление в память и назидание потомкам. Есть версия, что война эта велась с Драконами. Змеями- Горынычами, Которых выгнали с этих земель и их Царствию и рабству людей пришёл конец. Возможно много тысяч лет назад до появления людей хозяевами этих мест были Драконы, до ныне духовные энергии этих существ проявляются в Шушморе. По мнению эзотериков в Шушморе скрыт портал в Иномирье. В котором много веков и до сих пор бесследно исчезают люди.
Загадочное урочище Шушмор не нанесено ни на одну из географических карт России. По публикациям в прессе это место обозначают, как обширную территорию на границе между Московской и Владимирской областями на правом берегу р. Клязьмы. Места эти прилегают к зоне Национального парка Мещеры.
По приблизительным координатам, данным путешественниками, урочище — это территория квадрата размером в 10-15 км по каждой стороне, расположенная к северу от села Пустоша. Ближе всего к этой зоне располагается пос. Уршельский, добраться до которого можно электричкой с Казанского вокзала (ехать до Черустей). Затем нужно ехать автобусом или маршруткой до с. Пустоша, далее — пешком на север 10 км.
Загадка урочища Шушмора до сих пор не разгадана, но может быть следующие поколения путешественников и ученых смогут ее обнаружить.
Однако, без опытного проводника и подношений Хозяину и Хозяйке Шушмора путешествовать в Царство Шушмора, торфяных рек, озёр, болот не стоит. Наши проводники помогут Вам безопасно посетить эти места, и возможно, приобщиться к силе языческих Богов Мары и Чернобога, силе духов древних Драконов- следы присутствия которых находят в виде ВИШАПОВ на многих землях материка. Оставить свои требы древним мегалитам.

Пустошинский Родник на границе Шушмора

Родник у села Пустоша, не найти родник очень трудно – одинокий сруб с навесом как маяк для страждущих среди пустошинских полей. Родник этот старинный, упоминается ещё в летописях XVII века: "Пустошь Гридина при колодце…" Сам ключ находится вне сруба, его мерное клокотанье видно на дне небольшой ямки, из которой и можно набрать свежей воды..

А северо-восточнее родника уходит вдаль лес таинственного Шушмора. Эти леса - часть знаменитой Мещёры - «великого пояса хвойных лесов» - воспетого Константином Георгиевичем Паустовским.

Странное каменное сооружение, спрятавшееся где-то в лесной чащобе, получило название «урочище Шушмор» - согласно одной из версий, благодаря небольшой одноименной речке, на берегу которой оно было впервые обнаружено.

Шушмор знаменит прежде всего своими аномальными проявлениями. Здесь можно наблюдать и гигантизм растений, и странные свечения и сполохи, а также эффект потери ориентации в лесной чащобе, что может привезти к долгим блужданиям в поиске выхода из лесной чащи.

Предания озера Белое

Со стародавних незапамятных времён по берегу озера Белое проходил Владимро-Коломенский тракт. Озеро было естественным пристанищем – местом отдыха путников и водопоя лошадей. За отшумевшие века на берегах этого уникального по своей исторической значимости озера останавливались Великие Владимирские Князья и их гости. Первое предание связывает с озером имя Андрея Боголюбского. Великий Князь Андрей Боголюбский неоднократно проезжал со своей дружиной по этой дороге через дремучие Мещёрские леса в стольный град Киев и снова возвращался во Владимир-на-Клязьме.

Второе предание переносит нас в середину XVI века и связывает с озером имя Ивана IV, которого впоследствии в народе стали именовать Царём Иваном Грозным. Известно, что в 1552 году царь решил возглавить военный поход на Казанское ханство, откуда участились набеги на восточные окраины Русского государства. По традиции передовой полк под началом воеводы князя Дмитрия Ивановича Хилкова был развернут у Коломны, а большой полк – у Серпухова. На Казань пошли двумя путями. Водным путём по Оке направлялась осадная артиллерия и полк правой руки. Дружина царская во главе с боярином князем Василием Семёновичем Серебряным и полк левой руки во главе с воеводами Дмитрием Ивановичем Микулинским и Дмитрием Михайловичем Плещеевым пошли сухопутным путём на Муром через Владимир. Одно предание из поколения в поколение передается в Мещёрском крае в связи с остановкой царского обоза на берегах озера Белое. Это озеро подпитывается ключевыми водами хрустальной чистоты, а прогревается оно лишь в жаркую июльскую пору.

Муромская дорога

В наши дни – это Касимовское шоссе, которое в основном пролегает по старому тракту. Недалеко от д. Селянино, в лесу, сохранился участок Касимовского тракта – Муромской дороги. Дорога заросла лесом, но отчётливо видны придорожные канавы. Согласно легенде, именно здесь сидел на двенадцати дубах Соловей-Разбойник, свистел и грабил проезжающих. В наши дни на этом месте находился пост ГИБДД.

Шатур

Село Шатур считается древней «столицей» территории нынешних Шатурского и Егорьевского районов, давшей название современному городу Шатура.Село Шатур расположено на возвышенности с которой , берут начало четыре реки: Поля и её приток Вичушка, Цна, Шувойка. В санскрите есть слово «чатур», означающее «четыре». В цыганском языке, относящемся к индийской группе индоевропейских языков, слово «штар» также означает «четыре». Письменное упоминание о Шатур впервые появилось в 1423 г. в духовной грамоте великого князя Московского Василия Дмитриевича. Сельцо Шатур было одним из сторожевых постов, что стояли на границе Великого Владимиро-Суздальского княжества с Муромо-Рязанским, которая в старинные времена проходила по реке Поля до села Кривандино, где сохранились мегалиты древнего капища.

По мнению краеведа Н.Д. Чистякова корень «ШАТ» переводится с санскрита "ЧАТ" как "четыре". А древний корень «УР» по гипотезе исследователя Мещёрского края К.Е. Семёнова есть принадлежность носителя гидронима или топонима к воде. Т.е. "УР" - "вода", "священная вода". Получаем, что название села Шатур несёт в себе два санскритских корня "ШАТ" (четыре) и "УР" (священная вода). То есть "Четырёхречье", "Четыре воды", "Вода с четырёх сторон". Последнее утверждение вполне возможно, так как деревню Шатур с трёх сторон охватывает река Поля, а с четвёртой раскинулся массив болот.

Ещё одна версия, высказанная К.Е.Семёновым, связана с ещё одним переводом топонима "Шатур" как "Тысяча вод" или "Многоводье". "ШАТА" на санскрите это "тысяча". А воды вокруг села действительно много как было озвучено выше. Потому версия имеет место быть.

Вблизи села Шатур находится знаковый мегалит. Так называемый "Змеиный камень" и священный родник в версте южнее села. Есть свидетельства, что в 19 веке около камня с ключом была часовня. Камень с родником и церкви составляли единый комплекс.

Это было время христианизации и активного проникновения славян в эти края. На древнем холме, скорее всего в древности служившем капищем, была поставлена первая деревянная церковь.

Древний мещёрский Шатур

Шатур относился к Ростово-Суздальской земле, а с образованием Великого Владимирского княжества отошел под руку владимирских князей. За его околицей проходил старинный Бронницкий тракт - большая дорога на Владимир. По этой дороге владимирские князья Андрей Боголюбский (ок. 1111-1174) и Всеволод III Большое Гнездо (1154-1212) со своими дружинами не раз проезжали на Киев.

В начале XIV века Шатур, входивший в Гуслицкую волость, принадлежал боярину черниговского княжества Феодору Бяконту из рода Плещеевых. Гуслицкая волость входила в Коломенский уезд. Когда присоединили Коломну к Московскому княжеству, Шатур оказался на московских землях. В 1423 году появляется первое письменное упоминание о Шатуре - в духовной грамоте великого князя московского Василия I (1371-1425). Сын Дмитрия Донского передает сельцо Шатур своей жене, Софье Витовтовне.

По ее завещанию в 1453 году вотчины переходят к внукам. Один из внуков, Иван Васильевич (1440-1505), становится в 1462 году великим князем московским, отбирает Шатур и другие волости у своих братьев и делает эти вотчины государевыми. Царь Иван Васильевич Грозный (1530-1584) берет под свою руку всю Гуслицкую волость, а село Высоково отдает Чудову монастырю. В это время и образуются Высоцкая и Шатурская волости.

Сельцо Шатур именуется теперь погостом, здесь сосредоточены волостная управа и церковный причт. На торговой площади были воздвигнуты церкви, вокруг Шатура стояли гридни для княжеских дружин. Мимо села днем и ночью шли торговые обозы, здесь в распутицу можно было пересесть на лодки и плыть до Владимира по реке. Течение воды почти незаметное, так как перепад уровней к впадению реки Поли в Клязьму составляет не более десяти метров на 130 км, 8 мм на 1 км. Во время литовского разорения все земли Ловчего пути обезлюдели, и Шатурская волость в это время сливается с Сенежским и Пырковым станами. Но к середине XVII века село бурно развивается, и Шатурский погост становится одним из самых больших приходов Владимирской епархии.

В этот период начинается раздача всех государевых земель служилым людям, сынам боярским и казакам, за участие в освобождении Москвы от поляков. К концу XVII века многие земли оказались во владении монастырей, так как прежние владельцы дарили свои вотчины за вечное поминовение своих усопших родственников. Петр I проводит секуляризацию церковных земель, и в начале XVIII века деревни и пустоши вокруг села Шатур переходят в коллегию конфискации государственного имущества. При Анне Иоанновне в 1740 году пять деревень Шатурского прихода: Лескове, Навольново, Жашково, Федотиха и Горки - с четырьмя тысячами десятин земли покупает дед Владимира Сергеевича Печерина, известного общественного деятеля, философа, поэта, профессора Московского университета (1807-1885). Другие деревни Шатурского прихода принадлежали родственникам Печериных Дружининым и Ильиным. Некоторые из них похоронены на кладбищах сел Шатур и Жашкова (Знаменское).

На это время - середина XVIII века - приходится расцвет Шатура. Было в нем две церкви - Никольская и Христа Спасителя, в приход входило 19 деревень.

Однако матушке царице Екатерине II, когда она в 1775 году проезжала по этим местам, больше приглянулось село Высокое. Не задумываясь, купила она его у Чудова монастыря, заплатив по 75 рублей за каждую душу мужского пола. А было в селе 81 душа мужская и 107 женских душ. Женщины и бобыли в то время в придачу давались бесплатно. С тех пор и осталось село Шатур за обочиной жизни.

В 1778 году Екатерина II образует Рязанское наместничество, а с 1782 года Рязанскую губернию. Село Высоково получает статус города и называется Егорием Высоким (Егорьевском). Образуется Егорьевский уезд. Шатурская волость упраздняется и вместе с приходскими деревнями входит в состав вновь учрежденной Старо - Васильевской волости Егорьевского уезда.

Но в 1796 году царь Павел I упраздняет Егорьевский уезд, город Егорьевск выводит за штат, а села и деревни, входившие в него, подчиняет городу Зарайску.
В 1802 году Александр I возвращает городу Егорьевску уездное значение и выделяет средства на содержание градоначальника с воинской командой и присутственного места с надлежащими чиновниками. С того времени и до 1922 года Егорьевский уезд входил в Рязанскую губернию.

В 1922 году он был включен в состав Московской губернии, но часть его волостей - Фроловская, Архангельская и Лекинская - остаются в Рязанской губернии. В это время образуется Шатурский сельский совет. В двадцатые годы, с началом промышленных торфоразработок и строительством ГРЭС, село Шатур окончательно уходит на обочину жизни. Но имя его сохраняется во вновь возникающих поселениях: совхоз «Шатура», поселки Шатурстрой, Шатурторф, Шатурский. В 1936 году появляется город Шатура. В предчувствии своего полного исчезновения село Шатур передало свое имя новому городу и району.

Храмовое строительство в Шатуре пережило несколько стадий. Уже в 17 веке здесь стояла церковь Николы Чудотворца. Это подтверждается письменным источником, имеется детальное описание самого прихода. В 1717 г. Никольская церковь перестраивается, а в 1717 г. строится вторая, Казанская церковь. Новая тёплая деревянная Казанская церковь, построенная в конце 19 века на месте более древней, была настоящей жемчужиной Шатура. Её внутреннее убранство было выполнено росписью по холстам молодым и тогда ещё неизвестным Грабарем. В середине 19 века в Шатуре открылась одна, а в 1889 году и вторая церковно-приходская школа.

К сожалению, после революции Шатур постепенно приходит в упадок. Тому есть объяснение - село располагалось на бедных почвах. Поэтому здесь, как и тысячи лет назад, основным занятием населения была охота. Об этом красноречиво свидетельствует название стана, в который с 18 века входила Шатурская волость - Ловчий путь.

—К тому же после принятия муромскими родами христианства, центр этих земель стал и локальным религиозным центром. Православие пустило крепкие кори в Шатуре, тут стали селиться священники, дьяконы. В середине 19 века в Шатуре открылась одна, а в 1889 году и вторая церковно-приходская школа. Пришедшие к власти коммунисты не могли терпеть такого культурно-религиозного очага, поэтому уже в 1932 году холодную церковь разобрали. Тёплая церковь продолжала действовать до конца 50-х годов, пока не была закрыта во время хрущёвских антирелигиозных гонений.

Летом 1976 года случилось страшное и непонятное событие - церковь подожгли якобы из хулиганских побуждений. Так в один день был утерян памятник деревянной архитектуры.

К началу 80-х годов село почти опустело, начала приходить в негодность и буквально проваливаться в болото дорога из деревни Большое Гридино. Шатур обрёл молчаливое спокойствие среди мещерских лесов и болот. Сейчас на месте села, на древнем оплывшем холме стоит одна кирпичная колокольня, высоко застывшая над сосновым бором. Центром села осталось полуразрушенное кладбище, не производящее, тем не менее, гнетущего впечатления. Напротив, оно органично вписывается в пейзаж с несколькими большими домами постройки 19 века, подступившим со всех сторон лесом и необыкновенно живописным деревянным мостом через глубокий омут Поли. Шатур уходит, скрадывается от нас и надо спешить, чтобы воочию увидеть его.

—Сегодня в Шатуре нет постоянных жителей. Люди приезжают сюда на лето и "пару раз зимой, чтобы протопить избу", как сказал мне один из местных хозяев. В селе нет электричества, люди пользуются керосиновыми лампами. Проехать сюда нелегко, и не зря Шатур считается одним из самых глухих мест в Московской области. Как утверждает корреспондент газеты "Аргументы и факты", посетивший это село в начале 90-х годов, люди прожили здесь весь август 1991 года, так и не услышав про попытку переворота в стране.

Убитое поле

Из глубины веков дошла до нас легенда о «злой сече» русичей с ордынцами Батыя. С годами за этим легендарным местом закрепилось народное название Убитое Поле. Есть косвенные свидетельства того, что бились здесь с татарами рязанцы – воины бесстрашного Евпатия Коловрата С севера Убитое Поле прилегает к озеру Светец. По древнему преданию вода в этом озере была освящена еще во времена татаро-монгольского нашествия XIII века. В дремучих лесах, на берегу озера нашли убежище «святители» и некоторые церковные иерархи Руси. В память о счастливом спасении «поборников веры христианской» озеро было «освящено крестом» и с тех пор стало называться – Святец. Так это было или нет, но давно замечено, что вода в этом озере никогда не цветёт.

Убитое Поле расположено за Клязьмой на территории Костеревского военного лесничества всего в 20-ти километрах от современного районного центраУрочище «Убитое Поле» расположено на левобережье реки Ушма в пределах Владимирской области. Территория урочища в настоящее время густо поросла сосновым лесом. С севера Убитое Поле прилегает к озеру Светец, а южнее раскинулось обширное урочище «Дорофеевский Бор». К нему ведет старая Белая дорога, идущая на запад от Горбатого моста через Ушму. От озера урочище «Убитое Поле» отделяет Светецкий магистральный канал, проложенный в последнем десятилетии XIX века при осушении здешних обширных болот.


Пустополье близ Курилово

Церковь на Николо-Пустопольском погосте существовала ещё в начале XVII века. Владельцами окрестных земель были князья Голицыны. В начале Великой Отечественной войны, по свидетельству очевидцев, храм окончательно закрыли, все оставшиеся после изъятия церковные ценности разграбили, а богослужебные помещения варварски разорили. Осталась невыясненной судьба 6 больших и малых колоколов звонницы храма, самый главный из которых весил около 5 тонн. После переселения окрестных приходских деревень здание церкви, оставшееся совершенно заброшенным, стало постепенно разрушаться. К настоящему времени утрачены купола и верх колокольни, рухнули кирпичные своды, пришло в полное запустение древнее кладбище, куда-то исчезают старые надгробные плиты. Картина совершенно безрадостная на фоне вплотную подступившего леса.

Территория урочища «Пустопольский погост» является тем местом, где в древности мог проходить торговый путь. Сформировавшийся здесь комплекс мегалитов, 35 больших и малых валунов. Чашечники представляют собой камни с небольшими чашеобразными углублениями. В археологическом отношении камни-чашечники чаще всего являются атрибутом погребальных сооружений. Достоверно установлено, что в глубокой древности многие «чашечники» служили «жертвенниками».

Камни-следовики и камни-чашечники связаны в сакральной Традиции с лечебной магией: дождевая вода, собирающаяся в углублениях, почиталась целительной…

В сакральной Традиции камень имеет большое значение. представляет собой своего рода алтарь или жертвенник, в «чашу которого возливалась или возлагалась жертва (мёд, пиво, зерно и пр).

Безусловно, что все обнаруженные камни требуют проведения специального исследования для научного подтверждения их назначения (это в равной мере относится и к остальным найденным мегалитам). Дохристианское происхождение мегалитического комплекса «Пустое Поле» не вызывает сомнений. Настоятельно следует как можно скорее мегалитический комплекс в урочище «Пустопольский погост» взять на учет в качестве объекта культурного наследия района, обеспечить его сохранность от разорения и «черных копателей». Наличие такого объекта на территории Шатурского района отодвигает дату появления здесь первых поселений в эпоху «бронзового века.


Национальный парк «Мещёра»

На стыке трех областей России – Московской, Владимирской и Рязанской лежит прекрасный край изумрудных болот и озер, тихих и неторопливых рек с бобровыми поселениями, янтарных сосняков, наполненных токованием глухарей, светлых березняков и осинников с бурыми тенями неторопливых лосей – это Национальный парк «Мещера».

Идея создания национального парка появилась в начале 80-х годов, когда стала очевидной необходимость сохранения нетронутых уголков Мещерской низменности. Национальный парк создан постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 1992 года № 234 «О создании национального природного парка «Мещера» во Владимирской области». На прилегающих к его территории землях во Владимирской и Рязанской областях выделена буферная зона, общей площадью 46713 га. В 1995 году приказом Федеральной службы лесного хозяйства России № 150 от 4.11.1995 г. название «Национальный природный парк «Мещера» изменено на «Национальный парк «Мещера».

НП «Мещера» является природоохранительным учреждением, территория которого включает природные и историко-культурные комплексы Мещерской низменности, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность и предназначена для использования в природоохранных, рекреационных, эколого-просветительских, научных и культурных целях. Главной задачей парка является – сохранение и приумножение природного и историко-культурного наследия Владимирской Мещеры.

Музей «Древнерусский город. Русское подворье»

В музее «Древнерусский город. Русское подворье» (начало строительства - 2004 год), расположенного в п. Тасинский Гусь-Хрустального района, на данный момент действуют три экспозиции.

В экспозициях под открытым небом представлены различные виды изгородей, колодцев, русских бань, стогов сена, поленниц и покрытий крыш, которые использовали некогда наши предки. Экспозиция «Русская изба» воссоздаёт интерьер избы мещёрских крестьян XIX – начала ХХ века. В 2006 году была открыта экспозиция «Древнерусское поселение», знакомящая посетителей музея с типами строений, характерных для средних веков.

Побывав в музейном комплексе, можно окунуться в удивительный мир старины, мир, давно ушедший или уходящий, мир, в котором слышны голоса предков.

Мир птиц Национального парка «Мещёра»

В 2004 году открыт музей природы «Мир птиц Национального парка «Мещёра» (п. Уршельский). В нём на сегодняшний день насчитывается порядка 200 экспонатов, это богатая зоологическая коллекция, размещенная в трех просторных залах. В первом зале представлены птицы - обитатели водно-болотных угодий: берегов, озер, болот.

Второй зал занимают птицы лесов, полей и лугов. В третьем зале размещены птицы, которые живут рядом с человеком и местные виды домашних птиц.

Все желающие смогут познакомиться с происхождением птиц; птицами, занесенными в Красную Книгу России и охраняемыми во Владимирской области. Здесь собрана и зоологическая коллекция чучел птиц, обитающих в парке (131 шт.), и уникальная коллекция птичьих яиц (49 различных видов), начато формирование экспозиции птичьих гнезд (на данный момент их уже 20 видов). Только за первый год работы музей посетило более 1000 человек.

Ежегодно сотрудники парка проводят мероприятия, посвящённые птицам. Несколько десятков детских творческих работ, как один из итогов этих мероприятий, представлены в одном из залов музея.

Как спят дятлы? На кого похож воробьиный сычик? За что выпь называют болотной коровой? Правда ли, что черный коршун ворует цыплят? Доит ли козодой коз? За что Мао Цзе Дун объявил воробья врагом китайского народа? Кто такие поганки? Что появилось раньше: яйцо или курица? На эти и многие другие вопросы вы найдете ответы, посетив музей.

Мегалиты «Топкой поляны»

В километре севернее урочища «Ляды» находится загадочный мегалитический комплекс «Топкая поляна».

Объект представляет из себя группу мегалитов различного размера от многотонных глыб до камней весом в несколько десятков килограмм. Здесь найдено более 60-ти мегалитов. И это не предел. Почвы в этом месте топкие. Однако место не является низинным. Это водораздел. От него берут своё начало несколько каналов на юг и на север, а также ручей Ваня-Маня идущий на юго-запад.

Александро-Мариинский женский монастырь

По Касимовскому шоссе проезжаем 2 км в восточном направлении. Недалеко от шоссе у д. Евлево, на Микулином острове расположился Александро-Мариинский женский общежительный монастырь. В 1887 году унтер-офицерская вдова Мария Яковлевна Попова из купеческого рода Кузьминых г. Рязани покупает 12 десятин земли на Микулином острове для основания женской общины.. 17 октября 1888 года близ станции Борки близ Харькова потерпел крушение императорский поезд. В честь чудесного спасения августейшей семьи, прежде всего императора Александра II и императрицы Марии Фёдоровны, община названа Александро-Мариинской.

24 июня 1903 года был освящён каменный пятиглавый трёхпрестольный храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери. В 1918 г. монастырь был закрыт новой властью. В 1931 г. в бесхозных зданиях монастыря разместился Дом отдыха газеты «Известия». В 1996 г. он был временно закрыт. Новый генеральный директор ФГУП Издательство «Известия» Э.А. Галумов провёл восстановительные работы, и с 2009 г. оздоровительная база «Известия» вновь стала принимать отдыхающих. До наших дней сохранились: храм Тихвинской иконы Божией Матери, дом матери-игуменьи, ворота монастыря.

Во время обучения в Спас-Клепиковской второклассной учительской школе (1909-1912 гг.) на коньках по льду замёрзшей реки Пра в этот монастырь приезжал с другом поэт С.А. Есенин.

Родник Святого Пантелиимона

Неподалеку от храма Покрова Пресвятой Богородицы находится освященный родник Святого Пантелиимона, пользующийся известностью далеко за пределами округи. Затерявшееся среди лесов Подмосковной Мещёры село Старый Покров сумело сохранить от разрушения храм Покрова Пресвятой Божией Матери, воздвигнутый в архитектурных формах XVII века.

Сосна исполин

Памятник природы областного значения (Решение Мособлисполкома от 11.04.1984 N 501).

Сосне более 300 лет, высота 43м, диаметр ствола около 1,5 м. Рядом находится её «младшая сестра». Это поистине реликты лесной растительности прошлых эпох в островке нашей родной Мещеры, не затронутые массовыми вырубками и наступлением цивилизации, как уцелевшая капля древнего лесного океана, простиравшегося когда-то в нашей стране великим поясом хвойных лесов от Полесья до Урала.

Парк мегалитов "Крестов брод"

Уникальность парковой зоны отдыха — комплекс «Парк мегалитов». В него входит более десяти сооружений, выполненных по образцу тех, что находятся на территории Русской равнины и Европейского Севера. Здесь можно увидеть легендарные валуны Рюриков, Судьбина, Святогор, камень-«волновик» и другие. Они были обнаружены в окрестных лесах в процессе многолетних экспедиционных поисков. Центральное место в мегалитическом комплексе занимает «Круговая обсерватория» из 24 камней и валунов. В этом году комплекс «Парк мегалитов» пополнился тремя новыми дольменами по типу сейдов Кольского полуострова. Приехали они с Кавказских гор. Необычные лабиринты, расположенные в парке со стороны улицы Косякова, — копии знаменитых лабиринтов Заяцкого острова Соловецкого архипелага. Лабиринтов два: мужской и женский. Их различают по пирамидке и ямке в центре и размерам. Неподалеку установлена черная лодка-долбленка. На таких суденышках передвигались предки жителей Мещеры. Самая древняя лодка найдена у озера Воймежное, у истока реки Воймега.

Родник-крыница Серафма Саровского и Аннушкин родник

Власовский Родник возле д. Власово у мегалита с чудесной прозрачной водой, который бьёт из земли за околицей села недалеко от Карповского озера, приводятся сведения о том, что раньше там лежал большой розоватого цвета камень-валун, Ещё несколько лет назад возле родника лежал огромный камень. Кто знает, не являлся ли он частью древнего капища,возле которого впоследствии был построен монастырь. Знаменитый некогда на всю округу валун –Серафима Саровского у родника был увезен предприимчивыми «расхитителями природных раритетов» и теперь он, вероятно, служит украшением участка у какого-то дачника за высоким забором.

Аннушкин Родник находится на территории упразднённого заказника "Анна", названный в честь лесничего Анны Морозовой, которая возглавляла лесничество много лет. А по заказнику люди стали называть и родник.. Источник издавна почитаем в народе. К нему приходят местные жители из деревень Семеновской и Починки. Через лес идут пешком даже из деревни Лузгарино. В старые времена к роднику тропа не зарастала. Вода в нём, как уверены местные жители, помогает женщинам излечиться от бесплодия. Может по этому рождаемость в районе хорошая. В последнее время стали к роднику приезжать женщины со всей Московской области. Вот что рассказывает Елена Обмелюхина из Шатуры: "Три года у нас не было ребенка, а вот после того, как я сходила на этот родник, родилась дочка Ксюшка".

Made on
Tilda